Миф 1: ВКонтакте - некоммерческая организация, которая существует на пожертвования.В истории о создании ресурса я отмечал, что основным стимулом к совершенствованию сайта для нас была не перспектива зарабатывания денег. Прежде всего мы хотели создать качественный проект, который поможет людям не терять старых друзей и оставаться в контакте.
Миф 2: ВКонтакте - происки спецслужб.Еще весной я воспринимал вопросы про спецслужбы как шутку, однако скоро стало ясно, что это чуть ли не самый популярный миф о ресурсе. На втором месте в списке он находится только потому, что во многом он базируется на первом, уже упомянутом мифе. Люди не понимают, на какие средства существует сайт, поэтому ищут в происходящем какой-то подвох. Сначала я думал, что "спецслужбофобия" - отпечаток своеобразной истории нашей страны, однако потом оказалось, что похожая паранойя пару лет назад разыгрывалась вокруг популярных проектов в США.
Миф 3: ВКонтакте - корпорация, которая тратит сотни миллионов рублей ежемесячно на поддержку сайта.В августе и начале сентября в интернете гуляла статья-страшилка. Ее автор, основываясь на изначально неверных посылках, пришел к выводу, что мы тратим астрономические суммы на содержание ресурса. То ли по незнанию, то ли намеренно, он допустил сразу несколько ошибок, из которых следовало, что ВКонтакте - монстрообразная организация, по бюджету сопоставимая с Газпромом. Подробный анализ этой статьи я приводил в тот момент, когда это еще было актуально: http://vk.ru/topic276733 (Статья "Горькая правда о ВКонтакте")
Миф 4: ВКонтакте - плагиат, так как проект не разрабатывался в России, а был "украден".Этот миф вызван в первую очередь тем фактом, что в интернете в различных странах существуют сайты, весьма похожие на ВКонтакте по своему стилю и идее. Фактически, в каждой стране есть подобный ресурс: США - facebook.com, Австралия - studentface.com.au, Великобритания - bebo.com, Китай - xiaonei.com, Германия - studivz.de, Испания - estudiln.es, и т. д. В России чаще всего слышат о сети facebook как об одной из наиболее крупных мировых сетей.
Миф 5: ВКонтакте - ресурс исключительно для студентов и вчерашних выпускников.Несложно понять, откуда растут ноги у этого мифа: первые пару месяцев своего существования ВКонтакте был открыт только для студентов и выпускников элитных вузов. Выбор именно этой целевой аудитории в начале имел свои причины.
Миф 6: ВКонтакте - сугубо региональный проект, который объединяет только отдельные регионыПричина мифа о региональности более прозрачна. Ведь ВКонтакте, в отличие от всех остальных крупных ресурсов российского интернета, создавался не в Москве. Тот факт, что я и остальные разработчики живут и работают в Санкт-Петербурге, навел кого-то из журналистов НТВ на мысль, что, должно быть, ВКонтакте - это ресурс, "где сидят в основном питерцы", о чем было сказано в одном из репортажей.
Миф 7: ВКонтакте скоро станет платным, кроме того, его скоро закроют.Когда я опубликовал этот миф у себя в Заметках, кто-то из пользователей даже предположил, что я специально привел его для того, чтобы придать абсурдность всему остальному списку. Возможно, он имел в виду то, каким образом я сформулировал эти мифы, но скорее всего утверждения сами по себе показались ему гротескными. А между тем, эти два вопроса ("будет ли платным" и "правда, что скоро закроют") мне задавали десятки раз на протяжении 2007 года.